Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа"
Адрес: 636909, пос. Белый Яр, Тегульдетского района, Томской области, ул. Школьная, 10
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа"
Адрес: 636909, пос. Белый Яр, Тегульдетского района, Томской области, ул. Школьная, 10
Образовательное учреждение находится за рекой Чулым в 50 км от районного центра с. Тегульдет в п. Белый Яр и является самым отдаленным образовательным учреждением района. В посёлке проживает 470 человек. Населенный пункт в осенне – весенний период не имеет дорожного сообщения, из–за отсутствия ледовой переправы.
Школа основана в 1954г., в 1996г. получила статус средней школы.
В ОУ 48 учащихся, 14 учителей, из них 1 учитель награжден значком «Отличник народного просвещения»
Задачи школы – воспитывать инициативность, творчески мыслящего выпускника, владеющего навыками самостоятельной проектной деятельности, готового учиться в течение всей жизни.
В ОУ реализуются основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; дополнительные образовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы.
Режим и график работы: понедельник — пятница с 8-00 до 20-00. Учебные занятия проводятся в одну смену в первой половине дня согласно расписанию утвержденному на начало учебного года. Занятия по внеурочной деятельности и объединений дополнительного образования проводятся во второй половине дня согласно расписанию утвержденному на начало учебного года.
Проходят годы. Многое стирается из памяти, но у каждого из нас светлой памятью остается школа, учителя и образ первой учительницы, которая учила нас самому элементарному – читать, писать, считать. И даже в лихолетья идеологического, экономического, социального беспредела школа была и остается лучом света в образовании и воспитании нашего общества, особенно подрастающего поколения. И не вина прошлых поколений, что не смогли документально сохранить историю наших школ – такое было время: безответственность и безнаказанность хозпартаппарата, минимальный ценз оседлости населения, рабский подневольный труд, нищета, болезни, голод, холод, высокая смертность, засилие комендатур.
Старожилов остается все меньше и меньше, и все же по крупицам удается восстанавливать краеведам нашей школы сведения, как происходил учебно-воспитательный процесс с начала основания поселка Белый Яр, с 30 годов 20 века и по наше время.
Примерно в 1930-31 гг. в «нижнем» Белом Яре и в пос. Любино было открыто две начальные школы (1 – 4 кл.). Самой большой по наполняемости классов учениками была Любинская школа. К концу 1931 года в Любино было поселено 259 семей, в которых было 830 человек. К концу 1937 года оставалось 282 человека.
В 1952 году, в связи с развитием леспромхозов в Среднем Причулымье, многие уехали из Любино в леспромхозовские поселки. В Любино осталось 45 семей. До середины 40-х годов в Любинской школе было 7 классов, но уже в 1949 году, по мере выезда людей из Любино, там осталось 4 класса. Первыми учителями Любинской школы были Таранец Павел Прокопьевич и Лидия Ефимовна.
В 1949 году 1и 3 классы учила Юрова Елена Петровна, 2 и 4 классы – Мизурова (Воронина) Александра Ивановна.
Любинская школа находилась в большом просторном здании. Там, как правило, организовывали избирательный участок. Туда шли на выборы со всей округи.
К этому времени создавались и набирали силу леспромхозы. На территории п. Белый Яр в конце 40-х годов был создан Куяновский леспромхоз. Началось строительство основного поселка Белый Яр. Строили бараки, столовую, контору, детский сад и ясли, клуб, пекарню, больницу, школу. Школа была средней. После ликвидации леспромхоза в 1961 году была расформирована и школа.
С 1932 – 1934 гг. на «горе» (нынешняя территория п. Белый Яр) был построен Белоярский детский дом для детей — сирот (спецпереселенцев, «кулаков»). В структуру зданий детского дома входила 7-летняя школа, где учились только детдомовцы. В детдоме были директор школы, завуч школы, учителя, воспитатели, мастера производственного обучения, подсобные рабочие, завхоз.
В «нижнем» Белом Яре начальная школа была с 1930 по 1941 год. Учились в ней дети в две смены, наполняемость была до 40 учеников. Одними из первых учителей школы были Нижников Александр Филиппович, Егоров Александр Васильевич, Грекова (Визигина) Клавдия Семеновна (учила 2 и 4 классы), Зверев Мизаил Яковлевич (учил 1 и 3 классы), Кравцова (Видякина) Анисия Андреевна (первого мужа Кравцова, директора детского дома, забрали по линии НКВД, расстреляли, позже реабилитировали).
В 1941 году Белоярскую начальную школу перевели в детдомовскую 7-летнюю, т.е. объединили две школы.
В 1954 году Белоярский детский дом был расформирован, а воспитанники были отправлены в Ново-Кусково (под Асино). Вместе с детдомовцами переехали и некоторые воспитатели.
В 1955 году 7-летнюю школу перевели в детдомовские здания, где она и находилась до 2003года. А в здании, где находилась школа, разместили сельсовет, почту и радиоузел. В настоящее время там расположены клуб и библиотека.
С 1955 по 1959 годы Белоярская школа была средней, с 1960 года стала 8-летней. В 1996 году Белоярская школа снова получила статус средней.
Кто же были учителями, завучами, директорами, воспитателями и мастерами производственного обучения Белоярской 7-летней, 10-летней, 8-летней школы? Из воспоминаний старожилов п. Белый Яр и близлежащих деревень, из переписки с бывшими воспитателями, учителями, мастерами производственного обучения установлено следующее.
В 1936 году из Центр-Полигонской школы крестьянской молодежи были направлены в Белоярский детский дом учителями и воспитателями Черепанов В.И., Галкин П.И., Зверев М.Я., Новиков К.П., Кузнецов В.Г., Головин Д.В., Мирончик А.С. и Голубев Л.А.
Все они должны были учиться заочно в Мариинском педагогическом техникуме. В 1936 – 37 году – Бражникова (Корзун) Нина Дмитриевна учила 3 класс в детдомовской школе. Затем переехала в Тегульдет, где до ухода на пенсию работала в школе.
Воспитатель Мякишев Н. ушел на фронт, погиб.
Воспитатель Мирончик Михаил Сидорович закончил 10 классов Тегульдетской средней школы. Был направлен воспитателем в детский дом. Призвали в Трудармию в Ново-Кузнецк, где поступил учиться в Индустриальный институт, который закончил с отличием. Во время войны направили Мирончика М.С. в Челябинск на металлургический завод, где он и работал до пенсии.
Мирончик Александр Сидорович до войны работал счетоводом в детском доме. В 1942 году был мобилизован в Трудармию, сначала попал в г.Томск, потом увезли в Ново-Кузнецк. Там работал в бухгалтерии строительного треста Ново-Кузнецкого металлургического завода. Стал главным бухгалтером.
Павел Иванович Галкин работал воспитателем в детдоме, потом директором в Любинской школе. Воевал, воинское звание — капитан. Имеет 18 правительственных наград, в том числе орден Александра Невского, которым в основном награждались генералы.
Павел Иванович Поданев – вольнонаемный. Был человек честный, справедливый, авторитетный. Работал завучем школы. Началась война, и он ушел на фронт. Был тяжело ранен, вернулся в Тегульдет.
Петр Чистяков – вольнонаемный, работал воспитателем в детском доме. Ушел на фронт, погиб.
Василий Георгиевич Данько – завуч Белоярской школы, любимец коллектива, историк. Человек, прошедший ГУЛАГ в Нарымском крае. После Томского учительского института был направлен в Белый Яр. В 1943 году был призван в Армию, погиб.
Василий Георгиевич Кузнецов – учитель математики. В 1942 году мобилизован в Трудармию, попал на Урал в город Полевской на Северский завод. После окончания строительного института много лет работал управляющим стройтреста. Выстроил половину Северского трубного завода. Награжден за труд многими орденами и медалями. Умер в г. Полевском.
Василий Иванович Черепанов — воевал, вернувшись с фронта работал воспитателем детдома, потом инспектором РАЙОНО в Тегульдете. Умер в г. Томске.
Семен Петрович Жало – мастер производственного обучения, фронтовик. Вернувшись в Белоярский детский дом, продолжал работать учителем трудового обучения. В 1954 году вместе с воспитанниками был переведен в Ново-Кусковский детский дом. Там он и умер (сказались фронтовые раны).
Иннокентий Лазаревич Петров – учитель математики. В 1942 году был мобилизован в Трудармию, попал сначала в Томск, а затем и в Ново-Кузнецк, где закончил педагогический институт. После войны работал в Совмине Бурятии.
Иван Степанович Гераймович – мастер трудового обучения. 30 марта 1942 года был мобилизован в Трудармию. Был сначала в Томске — закладывал фундамент манометрового завода. В мае увезли в город Северск под Свердловском, был травмирован на работе. В 1946 году вернулся в Белый Яр, женился, снова стал работать мастером трудового обучения в детском доме. В 1954 году детский дом расформировали. Работал на других работах.
Вергилюк Евдокия Терентьевна – мастер по швейному обучению. В 1950 году вышла замуж за Рожнева Петра Ефимовича. После перевода детского дома в Ново-Кусково осталась в Белом Яре.
Рожнев Петр Ефимович – после войны работал воспитателем в детском доме. В 1950 году женился на Вергилюк Евдокии Терентьевне. Участник ВОВ, инвалид 2 группы. Уехал в 1962 году в Казахстан.
Голубев Леонид Александрович – воспитатель-баянист детского дома с 1936 по 1943 гг. Ветеран ВОВ, инвалид 2 группы. Награжден 15-ю орденами и медалями. После войны жил на Урале в городе Свердловске. 50 лет проработал в школе, из них 32 года — директором школы, 6 лет – инспектором Свердловского ГОРОНО. Член союза писателей Российской Федерации.
В 1936 году директором детского дома был Николай Бушуев – вольнонаемный. Потом его призвали в Красную Армию. Он стал впоследствии военным юристом прокуратуры Сибирского военного округа.
Бушуеву на смену пришел Иван Иванович Швецов – учитель химии, ранее уже работавший директором 7-летней школы. Во время войны ушел на фронт. Был артиллеристом пушки 45 калибра, демобилизовался в звании майора. Кавалер многих орденов и медалей. Уехал в город Бийск Алтайского края, работал директором Бийской средней школы. Затем заместителем председателя Горисполкома, курировал образование и здравоохранение города.
Сменил И.И.Швецова В.Г.Водяницкий , демобилизовавшийся из Красной Армии. В ночь на 23 февраля 1938 года на территории детского дома сгорело двухэтажное здание. Директора детского дома Водяницкого В.Г., директора школы И.И.Швецова, воспитателя Голубева Л.А. , инструктора по труду Кучина Г.Г., завхоза Большакова А.П. и сторожа увезли в Тегулдьдетскую комендатуру, а потом переправили в Томскую тюрьму. Осенью 1939 года все были реабилитированы. После чего след Водяницкого пропал.
После Водяницкого В.Г. директором детского дома стал Николай Петрович Туркин – вольнонаемный. Был добр, хороший учитель, его любили воспитатели и воспитанники. Воевал, офицер. После войны уехал на Северный Кавказ, работал директором детдома в Ставропольском крае. Кавалер многих орденов и медалей.
После Н.П.Туркина во время войны директором детского дома работал бывший директор Мариинского педагогического техникума Ефимов. Ушел на фронт, судьба его не известна.
Затем директором детского дома стал приехавший с Украины Наумов Владимир Федорович. Директор был хороший. Воевал в офицерском звании, потерял зрение на фронте.
После Наумова В.Ф. директором детского дома был учитель Белоярской школы Михаил Яковлевич Зверев – это был порядочный человек. Потом его мобилизовали на фронт. Воевал в пехоте, звание – рядовой, стрелок. После войны остался на Северном Кавказе, работал директором детского дома, затем завучем Китаевской средней школы. Заслуженный учитель России. Проживал недалеко от Ставрополя в станице Шлаковской. Пенсионер, инвалид 2 группы ВОВ. Награжден многими орденами и медалями.
Затем директорами детского дома были Наумов, Сергиевский и другие, чьи дальнейшие судьбы исследуются краеведами нашей школы.
Наш краеведческий музей, начиная с ноября 1993 года, собрал много материала по истории школы поселка Белый Яр. Это фотографии, вырезки из газет, воспоминания старожилов – участников тех далеких событий.
(Материал собрал и подготовил Ермаков О.Е.)
Современная история
Новый этап в истории Белоярской школы начинается в 1954 году, когда открылась 7 – летняя школа. Директором был назначен Толмачев Леонид Григорьевич.
В этом же году на работу была принята Мизурова Александра Ивановна учителем истории, немецкого языка, Щуровский Мирон Орестович – учитель математики.
В 1955 году 7 – летнюю школу преобразовали в 8 – летнюю. Директором стал Карпов Николай Павлович.
С 1957 – по 1968 год директором школы была Потапова Евдокия Михайловна — учитель химии, рисования.
В это время в школу пришли работать Яковлева Надежда Федоровна – учитель биологии, Яковлев Константин Иванович – учитель русского языка, литературы, Курецкая Мария Ивановна – учитель начальных классов, Дахно Галина Фаустиновна – учитель начальных классов, Бородич Павлина Васильевна – учитель начальных классов, Волосник Галина Ивановна – учитель математики, физики, черчения, Волосник Н.Ф. – учитель трудового обучения, Евсеева Людмила Михайловна, Гробова Антонина Сергеевна – учитель немецкого языка, Платонова (Рогачева) Мария Васильевна – учитель истории, Огнева Галина – учитель русского языка, Резинкин Владимир Семенович – учитель математики, физики.
В 1968 году директором школы стал Адаменко Владимир Никитич.
На работу была принята Четвертакова Лидия Алексеевна – учитель географии, трудового обучения.
С 1969 – 1974 год школой руководила Моспанова Валентина Васильевна – учитель химии, биологии. Русский язык, литературу и немецкий язык стали преподавать Архипенко Владимир Моисеевич и Мария Степановна, математику и физику – Попко Александр Павлович, пение – Вашкевич Таисия Ивановна, русский язык и литературу – Лихачева Антонина Кузьминична.
В 1972 – 1973 году временно директором школы был Павловский Борис Павлович, так как Моспанова В.В. находилась в декретном отпуске.
С 1974 – по 1975 год школу возглавлял Леткин Игорь Владимирович.
Им были приняты на работу Данилова Нина Петровна – учителем русского языка и литературы, Урдаев Валерий Васильевич – учителем физической культуры, рисования, черчения, трудового обучения, Демко Нина Николаевна – учителем географии, биологии, химии, Шпортий Галина Александровна – учителем пения.
С 1975 – 1976 год директор школы Детков Федор Павлович.
В 1976 году директором был назначен Куренков Василий Иванович. Руководил школой до 1981 года.
В это время в школу пришли работать Григорьева Альбина Кузьминична – учитель русского языка и литературы, Кормилицина (Архипкина) Татьяна Александровна и Панова (Гераймович) Татьяна Николаевна – учителя начальных классов, Салимгариева (Пшонкина) Нелли Мусимовна – учитель математики, физики, Шайкин Геннадий Николаевич – учитель черчения, биологии, трудового обучения, физической культуры, Буланова Людмила Александровна – учитель русского языка и литературы, Немилостив Алексей Изосимович – учитель математики, физики, Пшонкин Александр Владимирович – учитель трудового обучения, физической культуры, Немирович –Данченко А.М. – учитель биологии, химии, географии, Коврова Ирина Нифантьевна – учитель начальных классов, Задворнов Сергей Федорович – учитель географии, химии, Чернявская Т.В. и Ромашевская Клавдия Ивановна – учителя начальных классов, Игнатов Владимир Васильевич – учитель русского языка, литературы, физической культуры, Ващенко (Вашкевич) Людмила Константиновна – учитель начальных классов.
В 1981 году 4 месяца школой руководил Немилостив Алексей Изосимович.
В этом же 1981 году директором школы был назначен Михайлов Терентий Захарович – ветеран ВОВ – учитель истории.
В 1982 – 1985 годах директором был Ковальков Николай Федорович – учитель физики и математики.
В этот период в школу пришли новые учителя: Ковалькова Галина Семеновна – учитель математики, Темирбаева Елена Анатольевна и Виркетис Любовь Александровна – учителя начальных классов, Жукова Галина Серафимовна – учитель немецкого языка, Байкова (Матвеева) Зоя Николаевна – учитель немецкого языка, Созина Любовь Николаевна – учитель начальных классов.
С 1985 – 1989 год школой руководил Цура Сергей Тимофеевич – учитель физики и математики.
Во время его руководства было принято много молодых специалистов: Цура Татьяна Геннадьевна – учитель математики, Слабух (Малышева) Елена Анатольевна и Вашкевич (Рыбалтовская) Елена Геннадьевна – учителя начальных классов, Стельмах Инна Николаевна – учитель русского языка и литературы, Филимонова Светлана Петровна – учитель биологии и географии, Жигарева Ольга Александровна – учитель трудового обучения и рисования, Костелова Ирина Михайловна – учитель русского языка и литературы.
В 1989 – 1997 годах школу возглавлял Поздняков Петр Павлович – учитель физики, черчения и трудового обучения.
Один год с 1992 по 1993 директором школы являлась Гераймович Татьяна Николаевна.
Ими были приняты на работу Ермаков Олег Ефимович – учитель географии и физической культуры, Маркелова Татьяна Игоревна – пионервожатая, Данилова Нина Петровна – учитель русского языка и литературы, Ботина Евгения Валерьевна – учитель английского языка, Дворянкина Галина Николаевна и Вашкевич (Рыбалтовская) Лариса Афанасьевна – социальные педагоги, Загуменнова Татьяна Петровна – учитель ОБЖ, Максимова Юлия Владимировна – учитель трудового обучения и рисования, Королёва Татьяна Викторовна – учитель начальных классов, Гвозденко Татьяна Павловна – учитель английского языка, Протасова (Григорьева) Людмила Владимировна – старшая вожатая, Данилова Галина Михайловна – учитель музыки (с 1995г.), Петрова Оксана Геннадьевна – учитель информатики (1996 – 2004г.).
С 1997 года школой руководит Королёва Татьяна Викторовна – учитель начальных классов.
В это время в школу пришли работать Тарлаганов Андрей Валентинович – учитель физической культуры (2003 – 2004г.), Архипов Сергей Геннадьевич – учитель физической культуры (с 2004г.), Гвозденко Анастасия Андреевна – учитель истории, Зайцева Ольга Леонидовна – учитель географии (2007 – 2008г.), Рагимова Дарья Алиевна – учитель истории, Позднякова Ксения Леонидовна – учитель информатики (с 2012г.).
Информация о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения в
МКОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа»
Основные и дополнительные общеобразовательные программы | |||
№ | Уровень образования | Форма обучения | Нормативный срок обучения |
1 | Дошкольное образование | очная | 1 год |
2 | Начальное общее образование | очная | 4 года |
3 | Основное общее образование | очная | 5 лет |
4 | Среднее общее образование | очная | 2 года |
5 | Дополнительное образование детей | очная | 1 год |
Срок действия государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – до 27 февраля 2027 г.
Обучение и воспитание в МКОУ «Белоярская СОШ» ведётся на русском языке. В школе преподается, в качестве государственного языка — русский язык, в качестве иностранного языка — английский язык.
Миссия школы.
Миссия МКОУ «Белоярская СОШ» заключается в предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.
В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Данная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции, как обучающихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
•доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей;
•стремление к психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
•атмосфера свободы творчества, способствующая разностороннему развитию обучающихся и учителей;
• обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
•стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы.
Решение стратегической задачи развития школы будет достигаться за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
•совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
•ориентация содержания образования на приобретение обучающимися основных компетентностей, особенно навыков самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
•развитие творческого потенциала обучающихся, создание социально-психологических и здоровьесберегающих условий для их самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;
•сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности ведения здорового образа жизни;
•создание системы диагностики и мониторинга образовательного процесса в школе;
•обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий;
•повышение профессионального мастерства педагогов и развитие их творческого потенциала.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике